Программа психологической подготовки к школе детей 6-7 лет

и психологической адаптации к школе детей 7-9 лет

pic 9Программа направлена на

  • интеллектуальное развитие,
  • развитие произвольного поведения,
  • развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер,
  • совершенствование произвольных форм познавательных процессов.

Вне зависимости от темы и соответствующих ей упражнений на каждом занятии с детьми будет проводиться работа по снятию телесных зажимов, работа с эмоциональной сферой ребенка. На каждом занятии будет уделено время для работы с вниманием и памятью. Именно эти психические процессы лежат в основе успешной учебной деятельности.

Программа психологической подготовки к школе детей 6-7 лет

и психологической адаптации к школе детей 7-9 лет

pic 9Программа направлена на

  • интеллектуальное развитие,
  • развитие произвольного поведения,
  • развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер,
  • совершенствование произвольных форм познавательных процессов.

Вне зависимости от темы и соответствующих ей упражнений на каждом занятии с детьми будет проводиться работа по снятию телесных зажимов, работа с эмоциональной сферой ребенка. На каждом занятии будет уделено время для работы с вниманием и памятью. Именно эти психические процессы лежат в основе успешной учебной деятельности.

Программа психологической подготовки к школе детей 6-7 лет и

психологической адаптации к школе детей 7-9 лет

Психологическая готовность – это высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер.

Интеллектуально сейчас развивают многих детей – учат считать, писать и считать. Но можно хорошо считать и писать, но не быть готовым к школьному обучению.

Для успешной и легкой учебы очень важно возникновение и развитие произвольного поведения, то есть умения понимать правила, подчиняться им, брать на себя разные социальные роли. Чрезвычайно важно развитие и совершенствование произвольных форм психических познавательных процессов, прежде всего внимания и памяти. Например, важно, чтобы ребенок не просто хорошо запоминал то, что ему интересно, но сознательно умел запоминать то, что не вызывает явного интереса.

Для успешной адаптации важно хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, уверенность в себе, умение ладить со сверстниками, понимать эмоциональные состояния других людей, работать (а учеба для ребенка – главная работа) в команде.

Главные параметры готовности к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность:

  • ориентировка в окружающем мире;
  • запас знаний;
  • развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать);
  • развитие разных типов памяти (образной, слуховой, зрительной, механической);
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие речи.

Мотивационная готовность. Важно наличие внутренней мотивации – ребенок идет в школу, потому что ему там будет интересно, и он хочет много знать. Подобная мотивация невозможна без уверенности в себе и спокойного эмоционального фона у ребенка.

Волевая готовность. Важно умение ребенка ставить цели, принимать решения, намечать план действия, выполнять этот план, преодолевать небольшие трудности, оценивать результаты своих действий.

Предлагаемая программа «Ступени» направлена на интеллектуальное развитие, развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер, произвольного поведения, а также совершенствование произвольных форм познавательных процессов.

Основная форма тренинговых занятий – игровые упражнения. Именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, игра стимулирует мощное развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов. В ней постепенно начинает складываться учебная деятельность. И даже в младшем школьном возрасте, когда ведущей деятельностью становится деятельность учебная, игра долгое время занимает ведущие позиции.

Вне зависимости от темы и соответствующих ей упражнений на каждом тренинговом занятии с детьми будет проводиться работа по снятию телесных зажимов, работа с эмоциональной сферой ребенка (преодоление страхов, развитие уверенности в себе, создание положительного эмоционального самочувствия) – положительный эмоциональный фон необходим для легкой адаптации ребенка к учебному процессу. Что касается познавательной сферы – на каждом занятии будет уделено время для работы с вниманием и памятью. Именно эти психические процессы лежат в основе успешной учебной деятельности.

Ниже представлена более подробная программа занятий:

Занятие 1-2

Вводное занятие.

  • шеринг (знакомство), формирование положительного эмоционального фона;
  • упражнения на развитие уверенности в себе.

Занятие 3-4

Познавательная сфера – упражнения на развитие:

  • зрительного восприятия;
  • зрительного внимания;
  • слуховой памяти.

Эмоционально-волевая сфера – упражнения

  • на осознание собственных чувств и переживаний;
  • на преодоление (снятие) негативных эмоций, эмоционального напряжения.

Занятие 5-6

Познавательная сфера – упражнения на развитие:

  • слухового восприятия;
  • слухового внимания;
  • умения распределять внимание;
  • зрительной памяти.

Эмоционально-волевая сфера – упражнения на преодоление страхов.

Занятие 7-8

Познавательная сфера – упражнения на развитие:

  • пространственного восприятия;
  • произвольного внимания, умения произвольно переключать внимание;
  • тактильной памяти;

Эмоционально-волевая, мотивационная сферы – упражнения на формирование умения преодолевать препятствия.

Занятие 9-10

Познавательная сфера – упражнения на развитие:

  • способности наблюдать;
  • способности слушать;
  • опосредованной памяти, навыков запоминания;

Эмоционально-волевая сфера – упражнения на формирование выдержки, самоконтроля.

Занятие 11-12

Познавательная сфера – упражнения на развитие:

  • опосредованной памяти; навыков запоминания;
  • скорости реакции.

Освоение мнемотехнических приемов, построенных на работе опосредованной памяти.

(С 6 занятия дети уже готовы к освоению некоторых мнемотехнических техник, построенных на работе опосредованной и логической памяти).

Эмоционально-волевая сфера – упражнения на развитие навыков произвольного поведения.

Занятие 13-14

Познавательная сфера – упражнения на развитие:

  • умения сосредотачиваться на деталях;
  • способности к сосредоточению;
  • коммуникативных навыков, умения вступать в диалог;
  • опосредованной памяти, навыков запоминания;

Освоение мнемотехнических приемов (построенных на работе опосредованной памяти).

Эмоционально-волевая, мотивационная сферы – упражнения на развитие. рефлексивных способностей

Занятие 15-16

Познавательная сфера – упражнения на развитие:

  • концентрации внимания;
  • умения задавать и конкретизировать вопросы;
  • логической памяти, навыков запоминания;

Освоение мнемотехнических приемов (построенных на работе логической памяти).

Эмоционально-волевая сфера – упражнения на развитие эмпатийных способностей.

Занятие 17-18

Познавательная сфера – упражнения на развитие:

  • логической памяти, навыков запоминания;

Освоение мнемотехнических приемов (построенных на работе логической памяти).

  • логического мышления (умения анализировать предметы и явления, классифицировать их);
  • навыки счета;

Эмоционально-волевая, мотивационная сферы – упражнения на развитие умения действовать согласованно, сообща, в команде.

Занятие 19-20

Познавательная сфера – упражнения на развитие:

  • звуковосприятия;
  • речевой активности, словотворчества;
  • логического мышления (овладение операциями анализа и синтеза, формирование скорости мышления);

Работа с внимание и памятью.

Эмоционально-волевая, мотивационная сферы – упражнения на развитие чувства уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству.

Занятие 21-22

Познавательная сфера – упражнения на развитие:

  • воображения;
  • образного мышления;
  • креативности.

Работа с вниманием и памятью.

Эмоционально-волевая, мотивационная сферы – упражнения на развитие целеустремленности.

Занятие 23

Итоговое занятие – большая игра «Школа».

Интеграция всего курса.

Продолжительность 1 тренингового занятия – 1 час.

Занятия проводит: педагог-филолог, психолог Анна Мовшевич

Назад